Глубоко в сознании наших пациентов образ врача-стоматолога и большинство стоматологических вмешательств ассоциируется с болью. Если раньше боль сопровождала боль­шинство стоматологических вмешательств, то с развитием местного обезболивания пациент отрицательно реагирует только на «иглу», то есть на неприятные болевые моменты, связанные с инъекцией.

Примечание: инъекция и часть стоматологических вме­шательств в какой-то мере неприятные для пациента. Эти чувства для многих есть тем фактором, который мешает им своевременно посетить стоматологический кабинет. Но если пациент уже «настроился» на лечение, он обязательно хочет попасть к квалифицированному врачу-стоматологу.

Научно подчеркнуть, что пациента интересует не только профессионализм, но и личностные черты врача (человеч­ность, порядочность, доброта, понимание и т.д.). Впечатле­ние от личности врача часто переносится на качество его ра­боты: хороший человек — значит, и хороший специалист (что не всегда бывает на практике). Пациент ждет от врача прояв­лений заботы и сочувствия.

Врач должен уметь правильно встретить нового пациен­та, впервые пришедшего в кабинет. Нужно создать атмосфе­ру благожелательности: пациент должен пребывает в центре вашего внимания и вы полностью поглощены его проблема­ми. Врач должен всегда улыбаться, быть приветливым, гото­вым к сотрудничеству даже с не очень любезными пациента­ми (такого пациента тоже можно понять: возможно, у него очень болит зуб, он перенервничал, не спал ночь и т.п.).

Во время общения (сбора анамнеза) важно правильно оп­ределить характер пациента:

—         коммуникабельный или некоммуникабельный;

—          рациональный или эмоциональный;

—          поддается или не поддается убеждению;

—                    психика в границах нормы или нет (неадекватные ре­акции и т.п.).

Определить черты личности пациента:

—легкоранимый;

—         встревоженный, требует поддержки;

—         подозрительный, неискренний;

—           невнимательный;

—          безвольный, зависит от чужого мнения;

—         эмоционно лабильный, конфликтный, имеет проблем­ные черты характера.

Определить имеетли пациент отрицательный стоматоло­гический опыт. На основе выявленных черт характера:

—         в случае необходимости — «присоединиться» к инди­видуальности пациента, посочувствовать ему;

—         принять соответствующие меры для нейтрализации на­пряжения, вызвать у пациента доверие к врачу.