Глубоко в сознании наших пациентов образ врача-стоматолога и большинство стоматологических вмешательств ассоциируется с болью. Если раньше боль сопровождала большинство стоматологических вмешательств, то с развитием местного обезболивания пациент отрицательно реагирует только на «иглу», то есть на неприятные болевые моменты, связанные с инъекцией.
Примечание: инъекция и часть стоматологических вмешательств в какой-то мере неприятные для пациента. Эти чувства для многих есть тем фактором, который мешает им своевременно посетить стоматологический кабинет. Но если пациент уже «настроился» на лечение, он обязательно хочет попасть к квалифицированному врачу-стоматологу.
Научно подчеркнуть, что пациента интересует не только профессионализм, но и личностные черты врача (человечность, порядочность, доброта, понимание и т.д.). Впечатление от личности врача часто переносится на качество его работы: хороший человек — значит, и хороший специалист (что не всегда бывает на практике). Пациент ждет от врача проявлений заботы и сочувствия.
Врач должен уметь правильно встретить нового пациента, впервые пришедшего в кабинет. Нужно создать атмосферу благожелательности: пациент должен пребывает в центре вашего внимания и вы полностью поглощены его проблемами. Врач должен всегда улыбаться, быть приветливым, готовым к сотрудничеству даже с не очень любезными пациентами (такого пациента тоже можно понять: возможно, у него очень болит зуб, он перенервничал, не спал ночь и т.п.).
Во время общения (сбора анамнеза) важно правильно определить характер пациента:
— коммуникабельный или некоммуникабельный;
— рациональный или эмоциональный;
— поддается или не поддается убеждению;
— психика в границах нормы или нет (неадекватные реакции и т.п.).
Определить черты личности пациента:
—легкоранимый;
— встревоженный, требует поддержки;
— подозрительный, неискренний;
— невнимательный;
— безвольный, зависит от чужого мнения;
— эмоционно лабильный, конфликтный, имеет проблемные черты характера.
Определить имеетли пациент отрицательный стоматологический опыт. На основе выявленных черт характера:
— в случае необходимости — «присоединиться» к индивидуальности пациента, посочувствовать ему;
— принять соответствующие меры для нейтрализации напряжения, вызвать у пациента доверие к врачу.